Личный кабинет


Регистрация  Забыли пароль?
+7 (495) 748-08-09
Ваша корзина пуста

Новости часа

Новости отраслей

banner.jpg

Минтранс подготовил проект закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах», в котором закрепят правила для беспилотных автомобилей, способных ездить без участия человека

11.06.2021

Проект закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» (ВАТС) размещен Минтрансом на regulation.gov.ru. Документ предусмотрен правительственным планом по поэтапному выводу на дороги беспилотников без «инженера-испытателя» в салоне, о котором рассказывал в марте. Беспилотные авто, напомним, с 2019 года тестируются с инженером-испытателем, контролирующим процесс с водительского кресла (пилотный проект в рамках постановления правительства №1415, закончится в 2022 году). Предлагаемый закон является продолжением эксперимента. В документе расшифровано, что такое оператор, изготовитель ВАТС, даны определения «среды штатной эксплуатации», «динамического управления», других понятий. Предусмотрено, что высокоавтоматизированные авто должны перед выездом на дорогу пройти «оценку соответствия требованиям безопасности».
Среди обязательных функций — бортовой регистратор и система, позволяющая дистанционно отключить автопилот, машина при этом должна сама безопасно остановиться и выпустить пассажиров. Все ВАТСы должны проходить техосмотр. Обязательной станет страховка, аналогичная ОСАГО.
В статье 10 законопроекта описана ответственность при ДТП и нанесении ущерба здоровью или имуществу: ее будут нести изготовитель, владелец и оператор машины. Уточнено, что если вред причинен в результате «конструктивных недостатков» беспилотника, то ответственность ложится на изготовителя. Если после возмещения вреда выяснилось, что ущерб был причинен из-за недостатков отдельного компонента ВАТС, то изготовитель может подать в суд на изготовителя запчасти. Владелец ВАТС, сказано в законопроекте, возмещает вред, если не сможет доказать, что ущерб возник «вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего». Как и когда будет возмещать ущерб оператор, а также будут ли владелец и изготовитель оплачивать вред за одно и тоже ДТП, в законе не сказано.
Поправки вносятся также в законы «О безопасности дорожного движения», об ОСАГО, в устав автомобильного транспорта и другие документы. Правительство установит правила допуска ВАТС к участию в движении, особенности перевозки пассажиров, багажа и грузов с помощью беспилотников, требования к различным системам ВАТС. Новый закон и связанные с ним документы должны вступить в силу 1 марта 2025 года: время нужно для оценки результатов проводимого сейчас эксперимента, поясняют в Минтрансе. В «Яндексе» назвали документ «первым шагом в разработке закона, который должен разрешить коммерческую эксплуатацию автомобилей без водителя на территории всей страны». Компания рассчитывает, что законопроект будет дорабатываться с участниками рынка.
Комментируя ответственность в ДТП, в «Яндексе» заметили, что предложенный Минтрансом принцип аналогичен принципу, применяемому в авиации. «Там ответственность изначально несёт перевозчик, но он может обратиться за компенсацией к разработчику воздушного судна, если причиной происшествия стали его конструктивные недостатки,— пояснили в компании.— Так же и с беспилотными автомобилями, за тем исключением, что на первых этапах разработчики сами же и будут являться перевозчиками. Беспилотные авто записывают данные о своих поездках, благодаря чему можно восстановить точную картину происходящего в любой момент времени». В пресс-службе «Сбера» сообщили, что проект закона разрабатывался «при активном участии» компании. «Считаем необходимым скорейшее его принятие, он установит понятные для всех правила игры, — говорят в “Сбере”. — Принятие такого закона было бы одним из важнейших событий в развитии индустрии ВАТС в России».
«Чем сложнее автомобиль, тем меньше возможностей у простого пользователя проверить исправность его многочисленных систем,— комментирует законопроект юрист, адвокат движения “Свобода выбора” Сергей Радько.— Поэтому ему остается только полагаться на системы самодиагностики. А это значит, что при появлении в ВАТС неисправности, влияющей на безопасность, ответственность за последствия должен нести производитель». Эксперт предполагает, что компании после принятия закона введут жесткие требования к техобслуживанию (владельца ВАТС, к примеру, могут обязать проходить регулярное ТО раз в месяц или каждые 500 км), чтобы обеспечить безотказность работы и исключить случаи, когда придется компенсировать ущерб. «Такие условия сразу же повлияют на цену автомобиля и вряд ли сделают его конкурентоспособным по сравнению с традиционными авто»,— предполагает господин Радько
Коммерсантъ

Тэги: Машиностроение

Поделиться   Отправить на email


Читайте также

Назад к списку новостей