Личный кабинет


Регистрация  Забыли пароль?
+7 (495) 748-08-09
Ваша корзина пуста

Новости часа

Новости отраслей

banner.jpg

Правительство привязывает господдержку промышленности к результатам ее работы

29.12.2018

«Ъ» ознакомился с письмом заместителя главы Минэкономики Михаила Расстригина вице-премьеру Дмитрию Козаку о систематизации нормативных правовых актов о господдержке инвестпроектов от 10 ноября и анализом ведомства «их взаимного влияния на эффективность налоговых и неналоговых расходов бюджетной системы». По итогам анализа Минэкономики выделило четыре механизма господдержки, три из которых прямо или косвенно обеспечивают государству потери налоговых доходов, а четвертая — бюджетные расходы.
Первый тип поддержки — стабилизация налоговых условий (прямые налоговые расходы) — это поддержка приоритетных инвестпроектов, специальные инвестиционные контракты (СПИК, в том числе их новые формы), а также ОЭЗ в Крыму и Калининградской области. Вторая группа включает гарантии рентабельности проектов (в том числе тарифные, то есть косвенные расходы) — они применяются в ГЧП и концессиях. Третья группа предполагает долгосрочные льготы по отдельным налогам и сборам — например, на территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток, это также налоговые расходы в понимании Минфина. Последняя группа их не содержит, но предполагает прямое или опосредованное выделение бюджетных средств в виде госгарантий, финансирования за счет средств спецфондов и субсидирования процентных ставок по кредитам. Все эти виды поддержки, говорится в докладе Минэкономики, курируют разные госорганы, содержат разные критерии получения, но зачастую предлагают инвесторам схожий набор гарантий и преференций, «дезориентируя» их и «увеличивая риск невостребованности отдельных механизмов».
Минэкономики предлагает перейти на единый подход по поддержке инвестпроектов, в основном используя гарантии стабилизации только налогов на прибыль, имущество, транспорт и землю. Льготы, уже действующие в рамках зональных механизмов развития территорий, ведомство предлагает сохранить, но они должны быть обусловлены и территориально, и перспективными специализациями согласно «Стратегии пространственного развития», тогда регионы смогут рассчитывать на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на федеральное софинансирование приоритетных проектов, например строительства инфраструктуры. В противном случае регионы право поддержки инвестпроектов сохранят, но делать это будут только за свой счет — без компенсаций центром. Возможность же заключения СПИК Минэкономики предлагает оставить только для проектов, направленных на разработку и производство высокотехнологичных товаров, не имеющих аналогов в РФ.
В ФАС с необходимостью систематизации мер поддержки в целом согласны, указывая в письме в Минэкономики, что «многочисленность и разрозненность» актов, регулирующих предоставление господдержки, является «барьером». В службе констатируют, что для отмены всего предыдущего регулирования господдержки понадобится два постановления правительства: одно — для ликвидации налоговых и таможенных льгот, второе — для упразднения субсидий и иных форм выделения госсредств компаниям. В Минпромторге, как следует из письма ведомства, относятся к этой идее с меньшим энтузиазмом, подчеркивая, что различные инструменты поддержки по-разному применяются в отраслях, а в промышленности поддержка «скоординирована и синхронизирована». В реальности для ведомства реформа означает потерю контроля над субсидиями для поддержки экспорта и спроса. Их объем в рамках нацпроекта до 2024 года зафиксирован на уровне 420 млрд руб., или около 70 млрд руб. в год. Напомним, первыми против реформы уже выступили курируемые ведомством автопроизводители, обратившиеся к первому вице-премьеру Антону Силуанову с просьбой вмешаться в процесс обсуждения реформы господдержки промышленности, которое до сих пор шло на уровне вице-премьера Дмитрия Козака. По данным источников, автоконцерны не устраивает фиксация конкретных обязательств по росту выпуска на экспорт, компании обещают в таких условиях приостановить уже начатые инвестиции.
В Минэкономики подтвердили, что доклад действительно был направлен вице-премьеру Дмитрию Козаку в рамках работы над новой системой поддержки промышленности, необходимой для реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». При этом, как рассказал источник, знакомый с подготовкой документа в финансово-экономическом блоке правительства, идеи которые будут проработаны в рамках этого проекта, могут быть тиражированы: «Предложение об отмене всех ныне действующих документов в области субсидирования промышленности и написании новых правил игры предполагает возможность распространения их и на иные виды господдержки. Экспортный нацпроект касается практически всех отраслей гражданской промышленности – и позволяет увязывать предоставление госсредств с результатами, которые можно измерить в объемах производства и факта экспорта как показателя конкурентоспособности продукции». Это позволит оценивать результативность вложения собираемых государством налогов в те или иные компании – и, соответственно, максимизировать отдачу этих инвестиций. Проект постановления правительства о реформе субсидий сейчас готовит Минпромторг, говорит собеседник, отмечая, что чем больше старых субсидий будет отменено, тем больший поток средств можно будет направить в новый механизм, «заточенный» на эффективность.
В аппарате вице-премьера подтвердили, что Дмитрий Козак «выработал принципиальную позицию о необходимости демонтажа старой системы господдержки и создания новой». Окончательная фиксация ее в документах Минпромторга и правительства должна завершиться на следующей неделе, а «политическую точку» в споре промышленности и вице-премьера «будет, видимо, ставить глава правительства».
Неясность вопроса о критериях отбора инфраструктурных проектов, которые смогут получить господдержку, вызвала вчера на совещании Владимира Путина с членами правительства критику со стороны главы Счетной палаты Алексея Кудрина. «Сейчас в докладе прозвучало, что отобрано определенное количество проектов — около 174 инициатив, которые требуют 10 трлн руб., из них 3 трлн руб. собственных средств. Остается вопрос, за счет чего остальные? Допустим, это могут быть кредитные ресурсы или бюджетные средства»,— предположил господин Кудрин. По словам главы СП, в материалах к совещанию видно, что многие предприятия запрашивают бюджетные средства как на сами проекты, так и на инфраструктуру к этим проектам. «Получили волну запроса на бюджетные инвестиции, государственные инвестиции в эти проекты. Часть проектов, которые могли бы осуществляться за частные инвестиции, теперь просят дополнительную господдержку»,— отметил глава СП. Бюджетные же инвестиции по заранее не оговоренным критериям, по словам господина Кудрина, могут стать проявлением индивидуального подхода к инвестпроектам — что в свою очередь негативно скажется на конкурентной среде и инвестклимате. Он пообещал, что «в любом случае» СП будет иметь отношение к анализу таких ситуаций, «но чтобы уменьшить … коррупционную составляющую и создать некие общие правила работы, наверное, стоит заранее договориться о некоторых общих правилах, на которых участвует государство»
Коммерсантъ

Тэги: Машиностроение

Поделиться   Отправить на email


Читайте также

Назад к списку новостей