Личный кабинет


Регистрация  Забыли пароль?
+7 (495) 748-08-09
Ваша корзина пуста

Новости часа

Новости отраслей

banner.jpg

Роспотребнадзор получил право осуществлять контрольные закупки, хотя регламент их проведения пока не определен

27.09.2018

Изначально контрольная закупка рассматривалась как оперативно-разыскное мероприятие, проводить которое делегировалось исключительно правоохранительным и иным силовым ведомствам. Ведь «агент» должен под видом обычного потребителя (фактически «под прикрытием») приобрести товар, а только потом раскрыть свои цели и зафиксировать нарушение. В первую очередь такие методы использовали налоговые органы для борьбы с сокрытием наличной выручки. Инспектор покупал некий товар (чаще всего дешевый – жевательную резинку, шоколадный батончик, батарейку и другое) и выявлял факт не использования контрольно-кассовой техники (не пробитие чека). Причем примерно в каждом третьем случае «мытари» по существу подталкивали кассиров к нарушению, в том числе торопили побыстрее отпустить покупку, приходили в последние минуты работы магазина после снятия кассы и так далее. Были случаи, когда инспекторы просто не брали честно пробитый и положенный на прилавок чек, почти открыто шантажировали и запугивали кассиров. Тогда как составленный налоговиками акт служителями Фемиды чаще всего принимался как доказательство допущенного проступка, за который налагался многотысячный штраф.
Примерно в 2005 году практика стала меняться. Суды усмотрели, что по закону фискальные органы не уполномочены осуществлять оперативно-разыскную деятельность, к которой относятся контрольные (проверочные) закупки. Во-вторых, сделка купли-продажи является мнимой: «В момент совершения сделки «покупатель» скрывает от продавца истинные цели приобретения товара, а также принадлежность к фискальным органам. Ни одним нормативным актом сотрудникам налоговых органов не предоставлено право осуществления проверок или иных мер контроля путем введения проверяемого лица в заблуждение относительно своих истинных целей и сокрытия своего статуса», – одним из первых констатировал судья Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Саргин. В 2008 году эту практику поддержал Высший арбитражный суд России.
Тогда налоговая служба стала проводить проверки совместно с правоохранительными органами. Кроме того, согласно утвержденному Министерством финансов РФ административному регламенту контроля за «кассовой дисциплиной», налоговики могли использовать так называемый визуальный метод – наблюдать факт приобретения и оплаты товаров обычными покупателями, по возможности фиксируя происходящее с помощью средств видео- или аудиозаписи. В настоящее время с участием полиции выявляются и другие требующие проведения контрольной закупки административные правонарушения, в том числе продажа контрафактных товаров. По закону правоохранительные органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять обеспечительные и иные меры.
В свою очередь действующий федеральный закон обязывает большинство надзорных органов не менее чем за 24 часа официально уведомлять проверяемые организации и предпринимателей о назначенном контрольном мероприятии. Такой порядок исключал работу государственных «агентов». Норма о возможности проведения «тайных» закупок была внесена в закон только в прошлом году. Уполномоченным органам разрешили «создавать ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям». Такие операции должны санкционироваться прокуратурой и проводиться в присутствии двух свидетелей (понятых) либо с применением видеозаписи. 
При этом перечень ведомств, уполномоченных осуществлять контрольные закупки, определен не был. Это не помешало отдельным чиновникам начать внедрение новой практики. Например, благодаря закупке Роспотребнадзор обнаружил неработающие контрольные весы в подмосковном Зеленограде. Их владельцу – индивидуальному предпринимателю Александре Марининой, было выдано предупреждение. Оспаривать законность административных санкций в суде она не стала. Для подтверждения факта незаконной торговли алкоголем сотрудники Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия в октябре 2017 года инициировали приобретение бутылки водки «Доброе застолье» в ООО «СНАБОСС». Арбитражный суд пришел к выводу, что на эту дату указанный орган не обладал соответствующими полномочиями, и освободил компанию от штрафа. С этого года совершать контрольные закупки могут Росалкогольрегулирование и региональные органы государственного контроля в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Принятые в апреле поправки делегировали такие полномочия также Роспотребнадзору, осуществляющему санитарно-эпидемиологический надзор и защищающий права потребителей. Реализовать их ведомство сможет с 30 августа. 
В Министерстве экономического развития РФ убеждены, что контрольные закупки выгодны в том числе самому бизнесу: «Долгое время в законодательстве о контрольно-надзорной деятельности детально регулировались только проверки. Вместе с тем проверка – это достаточно сложное по процедуре и трудоемкое для всех участников мероприятие. Она длится до 20 рабочих дней, у предпринимателя могут запрашиваться дополнительные документы и материалы, что определенным образом сказывается на его текущей деятельности. Контрольная закупка, которая проводится гораздо быстрее, частично заменит проверки. Благодаря этому мы рассчитываем снизить административные издержки бизнеса, связанные с мероприятиями по контролю», – констатирует заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов.
Закон гарантирует однократность проверки: если контрольная закупка не выявила нарушений, проводить повторную внеплановую инспекцию по тем же основаниям запрещается. В случае же фиксации проступка «агент» обязан немедленно сообщить об этом представителю компании, предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении проверки. Однако регламента проведения контрольных закупок в настоящее время не существует – соответствующий проект только 23 августа был внесен в Правительство России. Он предусматривает, что такая проверка должна быть связана с конкретными жалобами и проводиться только при отсутствии иных способов выявить предполагаемое нарушение. Например, если поводом явилась жалоба потребителя на качество, скажем, выпекаемых в кафе пирожков с мясом, «агенты» Роспотребнадзора вправе закупать только такие пирожки и не могут в рамках той же проверки искать иные проступки. 
В приказе о начале «тайного» мероприятия предписывается указывать в том числе его цели (какие обязательные требования, возможно, нарушаются продавцом) и основания, а также сведения о товарах, работах или услугах, подлежащих приобретению, способах их закупки и оплаты. Необходимые наличные выдаются «агенту» с описью номеров банкнот. Контрольные закупки разрешается проводить в отношении интернет-магазинов и иным дистанционным образом. В этом случае участие свидетелей не требуется, а составленный по итогам акт должен высылаться проверяемому максимум на следующий день. «Предполагается, что контрольные закупки в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в сфере защиты прав потребителей будут проводиться после принятия проекта постановления. В дальнейшем сфера их применения будет расширена», – отмечают в Минэкономразвития.
В то же время спорным остается гражданско-правовой аспект последствий контрольной закупки – юридическая судьба заключенной сделки. Согласно проекту регламента, товар возвращается продавцу, который обязан незамедлительно возместить «агенту» полученную от него сумму. Исключение составляют случаи, когда покупка была утрачена чиновниками, изъята в целях последующих исследований или испытаний, либо утратила потребительские свойства (это касается, в частности, пищевой продукции). Арест продукции или применение в отношении его иных обеспечительных мер не освобождает продавца от выплаты ее стоимости. Возврат приобретенных дистанционным способом товаров «осуществляется в порядке, аналогичном применяемому при совершении соответствующих сделок».
Сложнее обстоит ситуация с оказанными услугами и выполненными работами. Ведь в ряде случаев оплата услуг проводится окончания трапезы, перевозки пассажира в такси и так далее. Регламент предусматривает возврат результатов исполнителю, «если это возможно по их характеру», тогда как деньги должны возмещаться в любом случае. Исходя из этого, «агенты» смогут фактически бесплатно отобедать в ресторане, пошить одежду, почистить обувь, выстирать белье и получить иные услуги. В правилах оговаривается возможность вычета понесенных проверяемыми расходов в связи с проведением работ или оказанием услуг, но способ их расчета не уточняется.
Кроме того, многие товары относятся к категории так называемых «невозвратных» – продавец не обязан принимать приобретенную даже минуту назад качественную бытовую технику, лекарственные средства, текстильные, швейные и трикотажные изделия, предметы личной гигиены, животных и растения, автомобили, парфюмерно-косметические товары и многие другие. Судьба таких товаров, полученных «агентами» в ходе контрольной закупки,  также не определена. В ходе публичного обсуждения подготовленного экономическим ведомством проекта представители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) указали на неурегулированность вопросов возврата товаров. Однако чиновники учли эти замечания лишь частично 
АПИ

Тэги: АПК

Поделиться   Отправить на email


Читайте также

Назад к списку новостей