Сенаторы предложили условия для возвращения западных автоконцернов в Россию
25.02.2025
Комитет Совета Федерации по экономической политике предложил правительству свое видение условий для возвращения иностранных автоконцернов в Россию. В письме его председателя Андрея Кутепова на имя первого вице-премьера Дениса Мантурова от 26 февраля перечислены несколько возможных обязательств, которые придется принять на себя западным компаниям, если они захотят снова выйти на отечественный рынок. «Ведомости» ознакомились с документом. Его получение подтвердили в аппарате Мантурова.
Предложения сенаторов по большей части направлены на то, чтобы обеспечить гарантии сохранения производства в России даже при повторном уходе иностранных концернов. Во-первых, они должны работать только в рамках совместного предприятия с отечественными автопроизводителями при условии сохранения контроля над ним (в контексте как владения, так и управления) за российской стороной. Во-вторых, результаты интеллектуальной деятельности (РИД), конструкторская документация и любые разработки должны принадлежать этому совместному предприятию, пишут сенаторы. В-третьих, иностранные компании должны работать «в рамках общих правил, высоких требований к локализации без каких-либо льготных режимов и исключений». Такие обязательства должны быть закреплены в специальных инвестиционных контрактах таких иностранных автопроизводителей, говорится в письме. Четвертое условие, предложенное сенаторами, касается страны, резидентство которой имеет автоконцерн: если компания захочет вновь работать на российском рынке, любые санкции в отношении России со стороны этого государства должны быть сняты, следует из письма.
Зарубежные компании, «которые много лет обещали локализацию, в кратчайшие сроки сбежали из России, не оставив после себя ни технологий, ни компетенций», пишут сенаторы. Сейчас «нельзя исключать» вероятности их возвращения, но условия, на которых они снова выйдут на российский рынок, должны «учитывать интересы российских производителей в сегменте автомобильной промышленности и обеспечить по
Ранее президент России Владимир Путин на фоне начала переговоров по урегулированию конфликта на Украине поручил правительству проработать механизм возвращения иностранных компаний. Он отметил, что нужно отрегулировать этот процесс так, чтобы сохранить преимущества для собственных производителей, но в то же время не нарушать правил Всемирной торговой организации. Сейчас власти прорабатывают условия возвращения иностранных компаний, писали «Ведомости» 25 февраля. Возвращение иностранных компаний из недружественных государств на российский рынок может осуществляться только при условии получения разрешения правкомиссии по иностранным инвестициям, говорил «Ведомостям» представитель Минфина. При принятии решений правительственная комиссия ориентируется в первую очередь на позицию профильного ведомства, отмечал собеседник.
На фоне разворачивающейся дискуссии об условиях возвращения иностранных компаний не только сенаторы, но и депутаты разрабатывают инициативы, связанные с этой темой.
Например, группа депутатов 26 февраля внесла в Госдуму законопроект, в соответствии с которым зарубежные компании, которые финансировали Вооруженные силы Украины или другие организации, угрожающие безопасности России, не смогут больше вести здесь свою деятельность.
«Ведомости» отправили запрос представителю правительства.
Иностранный автопром не сможет вернуться на российский рынок так же легко, как уходил, говорил 23 февраля Мантуров в интервью телеканалу «Россия-1». После начала СВО в 2022 г. работавшие в России западные, корейские и японские автоконцерны покинули местный рынок. Из тех, кто только продавал машины в стране, некоторые сохранили юрлица, отвечающие за дистрибуцию транспортных средств. Те компании, которые занимались локальным производством автотехники в России, постепенно передали свои активы местному бизнесу. В некоторых случаях стороны подписывали колл-опцион с возможностью возврата зарубежного собственника спустя несколько лет. Первым публично такую возможность допустил гендиректор Renault Лука де Мео в интервью Financial Times 20 февраля.
При этом за прошедшие почти три года отечественный авторынок существенно изменился. Большинство оставленных иностранными автоконцернами производственных площадок уже занято китайскими компаниями. Пришедшие на смену европейским, корейским и японским компаниям альтернативные партнеры предоставили возможность использовать их платформы на гораздо более комфортных условиях, отмечал Мантуров. На протяжении всего 2024 года Минпромторг обсуждал с отраслью адаптацию правил по локализации китайских автомобилестроительных компаний. Cейчас эта дискуссия подходит к концу, наиболее вероятным ее итогом источники «Ведомостей» называли «смещение вправо» в специнвестконтрактах для новых инвесторов сроков по достижению количества баллов за локализацию, достаточных для полной компенсации утильсбора.
О «серьезном возвращении» зарубежных корпораций говорить преждевременно, пока для этого нет существенных предпосылок, считает заместитель гендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. Кроме того, автопром – это один из самых ярких примеров замещения одних иностранных компаний на российском рынке другими, прежде всего китайскими, напоминает он. Новые инвесторы вряд ли «просто так отдадут рынок» – они сильные конкуренты, уверен эксперт. Возвращение иностранных, в первую очередь европейских, компаний – это во многом вопрос доверия, отмечает Сальников. Российский рынок сейчас заинтересован в долгосрочных, по меньшей мере десятилетних, инвестициях, подчеркивает он.
Предложения комитета смешивают бизнес и политику – вопрос снятия санкций не может быть решен самой корпорацией и от нее это вообще никак не зависит, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Необходимо учитывать и интересы потребителей, которые ждут возврата «безопасных и конкурентоспособных» западных брендов, добавляет он. Массовый уход этих компаний из России «наводит на тяжелые мысли», поэтому властям нужно сосредоточиться на создании суверенного автопрома, но не «возводить при этом Берлинскую стену», уверен Шапарин. По его мнению, перед тем как вводить обязанность о передаче РИД и конструкторской документации, необходимо понять, кто в России будет пользоваться ими, так как без компонентов сборка автомобиля невозможна. Первое, о чем стоит задуматься, – это требование о локализации компонентов производства, передаче документации, связанной с обслуживанием автомобилей, для того чтобы стимулировать концерны к разработке моделей в России, как это было, например, с Renault, считает эксперт.
Требования о передаче интеллектуальной собственности не уникальны – аналогичная практика применялась в ряде стран, например Китае, для развития национального автопрома, говорит научный сотрудник научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ РАНХиГС Дмитрий Евдокимов. Для России же это может стать не только инструментом импортозамещения, но и возможностью для технологического прогресса в условиях международной кооперации, а не изоляции, полагает он. Между тем успех этой инициативы будет зависеть от привлекательности российского рынка – помимо регуляторных мер важно предусмотреть экономические стимулы, включая налоговые льготы и гарантии защиты инвестиций в совместные проекты, подчеркивает эксперт
Ведомости
Тэги: Автопром
Поделиться |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | Отправить на email |
Читайте также
- 04.04.2025 В Госдуме предложили ограничить экспорт и квотировать импорт мяса
- 03.04.2025 Минсельхоз переводит субсидии фермерам в новый единый проект
- 03.04.2025 В Думе согласовали переходный период для маркировки импортного алкоголя
- 03.04.2025 Изменения в инвестрежим для автопрома будут готовы до конца апреля
- 02.04.2025 Банки и операторов связи могут обязать платить компенсации жертвам мошенников
- 01.04.2025 Путин подписал закон о борьбе с телефонным и кибермошенничеством
- 01.04.2025 ГД расширила список для пополнения госфондов в регионах
- 31.03.2025 Правительство расширило ФНТП развития сельского хозяйства. Добавляется две подпрограммы — по сельхозтехнике и ветпрепаратам
- 31.03.2025 В России вступает в силу ГОСТ на винные карты